Недавно протестировал гаджет, с помощью которого можно смешивать запахи в квартире с телефона. Называется
Moodo — там 4 капсулы с запахами, а с телефона смешиваешь их в разных сочетаниях.
В этой штуке меня поразили 2 факта:
1. Гениальная бизнес-модель, типа Nespresso или Жилетт, где если человек подсаживается покупать запахи (кофе или лезвия), то делает это бесконечно.
2. То, что на рынке у этого гаджета практически нет прямых конкурентов. Скорее всего, потому людям достаточно стандартных ароматизаторов и такие штуки интересны только гикам.
Но цифровизация не щадит никого и ничего. Человечество уже успешно оцифровало изображения и звуки — кому это удалось лучше всего, теперь миллиардные компании.
С остальными органами чувств будет похожая история. Особенно в метаверсе, ведь чтобы он наступил по-настоящему, нам нужно предложить пользователям мультисенсорный опыт:
- Осязание уже близко — виртуальные объекты можно «почувствовать» с помощью специальных перчаток и разнообразных моделей haptic-костюмов. Виртуальную пулю в VR-игре можно в прямом смысле прочувствовать на своём теле.
- С запахами пока сложнее, но прорывы появляются и здесь. Например, OVR разработали специальные картриджи для VR-очков — они выделяют ароматы в зависимости от того, что происходит в VR-окружении. Также появляются проекты формата «цифровой нос» — специальные датчики, которые улавливают определённые молекулы. Они умеют различать настоящие духи Chanel от поддельных, определять утечки газа и находить испорченную еду.
При этом обоняние — одно из самых сильных чувств, которое
тесно связано с нашей эволюцией и выживанием как вида. Запахи
могут «обходить» новые участки мозга (неокортекс) и напрямую влиять на людей и их настроение. А значит, все маркетологи будущего должны быть немного парфюмерами.
Ещё примеры. В последнее время неплохо растут «интернет-магазины запахов». Сейчас можно найти запахи на любой вкус — например,
кошачьей шерсти или
младенца. С помощью
аромамаркетинга, по заявлениям, можно даже добиться повышения продаж и лояльности клиентов.
Air Up предлагают «хакнуть мозг» любителям сладкой газировки. В горлышко специальной бутылки закладывается концентрированный аромат — и вам кажется, что вы пьёте Пепси, а на самом деле это обычная вода. Стартап
поднял уже $68М инвестиций.
Как это применить? Запускать свои проекты в области запахов для повышения продаж.