Тренды недели #34. ПЛАТНО. 21 августа 2020. Выпуск 27
Неделя #34, 21.08.2020
10 бизнес-трендов недели
Хорошей пятницы! В сегодняшнем выпуске вы узнаете:
— про телефоны с открытым кодом
— сервисы для коллекторов
— тренды с Востока
И многое другое.
1. Сервисы для коллекторов
После волны банкротств и увольнений многие оказались неспособны платить по кредитам. Это плохо для людей и экономики, но замечательно для коллекторских агентств: на Reuters недавно вышла статья о том, что в Китае крупные коллекторские агентства активно набирают на работу, некоторые даже хотят удвоить штат. Закономерно растёт и интерес агентств к различным IT-решениям.

Несколько примеров проектов:

Symend - анализ должников и постройка правильного общения с ними. Привлекли $52M инвестиций в мае.

Collectly - автоматизирует рутинный процесс сбора долгов в здравоохранении. Стартап с российскими корнями, привлек $1.9М инвестиций за всё время.

Indebted - выкупают долги у банков и предлагают реструктуризации. В феврале привлекли $14M инвестиций.

Как это использовать?
Выбрать свою сторону: делать сервисы “от коллекторов”, либо “для коллекторов”. Денег больше, конечно, во втором случае.
2. Телефоны с открытым кодом
Еще один из интересных трендов этой недели — смартфон PinePhone, с открытым исходным кодом, ценой меньше чем за $200. На картинке график запросов.

К нему прилагается док-станция для подключения его к дисплею, клавиатуре или другим аксессуарам - по сути, превращая его в бюджетный ПК.
Pine64, компания, стоящая за PinePhone, также объявила о выпуске "Cube": IP-камеры с открытым исходным кодом.

Куда все идет?
PinePhone пока что удел гиков, технарей - энтузиастов.
Но если посмотреть на близкий аналог Raspberry Pi, микрокомпьютер с открытым исходным кодом, то его продажи выросли с 700 000 устройств в 2012 году до 30 миллионов в 2019 году.
Плюс в теме открытого кода есть крупные венчурные сделки. Например, Microsoft в 2018 году купила GitHub за 7,5 миллиардов долларов. IBM купила RedHat в прошлом году за 34 миллиарда.

Почему сейчас хорошее время для таких проектов?
Разработчики недолюбливают Apple, а потребители перестают доверять Google. Торговые войны Китая и US и т.п. Вполне возможно PinePhone или близкий аналог займет свою долю на рынке.
3. Direct-to-Consumer стартапы растут
Direct-to-Consumer стартапы снова набирают обороты. DTC-фикацию американской экономики уже называют “4-ой индустриальной революцией". На этой неделе получили инвестиции несколько стартапов из этой области. Объединяет их общий тренд персонализации, понятное узкое предложение и подписная модель.

Nurx - товары для женского здоровья, контрацепции и тесты на ЗППП. Продаются по месячной подписке. Привлекли $22.5M.

Thirty Madison - средства от выпадения волос. Продаются по подписке на 3 месяца. Также стартап запустил линейку средств от мигрени и несварения желудка. Привлекли $47M.

Stix - тесты на беременность и овуляцию. Привлекли $1.3M.

Как это использовать?
Раньше это называли GoDirect, теперь DTC, но суть одна — убирать посредников и накапливать аудиторию и знания о ней. Сейчас с помощью сервисов или соцсетей можно быстро собрать собственный e-commerce и сразу набирать “первую тысячу фанатов бренда".

Лояльная аудитория становится важнее продукта, который вы можете предложить. Аудитория — главный актив и оценка многих подобных проектов происходит не по выручке, а по размеру аудитории.
4. Gongанализ коммуникаций в отделах продаж
Стартап Gong позволяет продавцам принимать data-driven решения: он собирает данные с писем и звонков клиентам, потом даёт рекомендации в стиле “стоимость подписки лучше сравнивать с чашкой кофе, чем с конкурентами". В итоге конверсия продаж выше, выручка и удовлетворенность клиентов растут. В клиентах у Gong уже 1200 компаний, в их числе PayPal, Slack, Shopify.

Gong на днях привлёк мегараунд в размере $200M.

“Улучшение продавцов" - тренд, тема начинает разогреваться. Tungee - китайский аналог Gong, также на днях привлёк $17M. Давид Ян делает в чем-то похожий стартап Yva.ai, который анализирует коммуникации в компании и умеет предсказывать увольнения, конфликты и повышать вовлеченность сотрудников.

Как это использовать?
Брать и копировать. Каждый предприниматель хочет увеличить продажи, отдачу от таких сервисов можно быстро отследить.
5. Цифровизация фестивалей
Один из крупнейших мировых арт-фестивалей Burning Man в этом году будет проводиться в виртуальной реальности. Главный слоган Burning Man - “радикальное самовыражение", участники приезжают со всего мира в американскую пустыню на неделю, а художники создают арт-объекты, иногда самого невероятного облика.

В этом году все предрекали отмену фестиваля, но организаторы подошли креативно: теперь они строят крупнейший виртуальный фестиваль. Они привлекают специалистов по 3D-моделлингу, иммерсивному театру и VR, чтобы воссоздать всю атмосферу оригинального Burning Man.

Как это использовать?
Создавать сервисы по цифровизации фестивалей. Цифровые концерты постепенно становятся “новой нормой": известная скрипачка Линдси Стирлинг даёт концерты в виртуальной реальности на платформе WaveXR. Рэпер Трэвис Скотт - концерт в Fortnite на 12 млн человек. Диджей Томас Далби - концерты на опенсорсной VR-платформе High Fidelity.
6. Depop—приложение для модной б/y одежды
Depop удачно сочетает тренды e-commerce, секонд-хенда и геймификации шопинга. Depop с виду похож на Instagram, но для модных вещей. Можно зарегистрироваться на платформе и продавать свои винтажные шмотки, Depop берёт 10% комиссии. 

Изначально Depop был местом, где можно дёшево купить модные б/у вещи от обычных людей. Но благодаря буму секонд-хенда (прогнозируют рост рынка более чем в 2 раза к 2024 году) сейчас начался наплыв реселлеров, которые зарабатывают на перепродаже хайповых вещей. Стартап и рад: выручка растёт, инвестиций привлекли уже $105M.

Как это использовать?
Создавать сервисы для модников и реселлеров. В России сервисы по типу themarket, Oskelly неплохо растут, лично знаю школьников, которые зарабатывают на перепродаже хайповых вещей 150-200 тысяч рублей в месяц. Можно сочетать тренд секонд-хенда и “цифровую моду”, про которую мы писали в прошлых выпусках, чтобы выделиться среди конкурентов. 
7. 4-дневная рабочая неделя набирает популярность в компаниях
Японское подразделение Microsoft провело эксперимент с 4-дневной рабочей неделей, и продажи на сотрудника выросли на 40%. Стартап Buffer также ввёл этот распорядок, и это повысило самостоятельность сотрудников и их общую удовлетворённость от работы. 

Также, согласно исследованиям, 3 выходных в неделю (пт-вс) снижают стресс работников и увеличивают их продуктивность в рабочие дни. В пятницу офисные работники думают уже совсем не о работе.

Как это использовать?
Пандемия в целом пошатнула “традиции работы” и показала, что всё вполне может работать и без них. Поэтому стартапам и небольшим компаниям можно протестировать 4-дневную рабочую неделю и сделать свои выводы.
8. Hivestack—маркетплейс умных билбордов
Стартап Hivestack создал площадку для управления рекламой в оффлайне. Рекламодатели могут запускать таргетированные кампании с помощью умных билбордов: во время футбольных матчей в торговом центре показывают рекламу кроссовок, а во время бизнес-семинаров - рекламу BMW. Продавцы рекламных мест на билбордах могут зарегистрироваться на Hivestack и получать больше заказов на рекламу. 

Стартап предоставляет всю аналитику, которую только может собрать - он запартнёрился с сетевыми провайдерами и собирает анонимные данные о посещаемости мест и типичные маршруты посетителей. Можно настроить рекламу в тех местах, где чаще всего бывают клиенты вашего конкурента, например. Лучшие практики онлайна с его персонализацией и ретаргетингом постепенно переходят в оффлайн.

Стартап на днях привлёк $7.5M инвестиций.

Как это использовать?
Рынок digital-out-of-home рекламы растёт: по прогнозам, доля цифровой оффлайн-рекламы в РФ вырастет до 35% в 2020 году, по сравнению с 19% в 2018 г. Адаптировать для оффлайна то, что хорошо работает в онлайне.
9. Omazeлотерея или благотворительность
Omaze - это сервис беспроигрышной лотереи: все “проигравшие” просто финансируют благотворительность. Однако вместо денежных призов разыгрываются “once-in-a-lifetime-experiences”. Типовое предложение звучит так: поддержи фонд помощи детям военных и выиграй круиз на яхте с Даникой Патрик. 

Если предлагать денежные призы, на благотворительность ничего не останется, а так звезды сами рады поучаствовать и провести с тобой мастер-класс или съездить на сафари в Кению. Экономика должна сойтись. 

Стартап привлек 30 млн на прошлой неделе и планирует на эти деньги достигнуть цифры в 1 млрд на благотворительность.

Похожую модель предлагает российский Meet For Charity - аукцион встреч с известными людьми, запущенный в 2016 году и собравший около 90 млн рублей. Рекордной сделкой для проекта стал ужин с председателем совета директоров Mail.ru Group Дмитрием Гришиным. за 1,2 млн руб.

Как это использовать?
В период пандемии благотворительные проекты растут, а финансовая неопределенность манит людей к быстрому обогащению, лотерейные сервисы процветают. Проекты на стыке двух растущих трендов будут перспективны.

10. Tralaelearning для скрипачей
Кто сказал, что e-learning - это школьная программа, дизайн и программирование?

Trala учит играть на скрипке, причем приложение распознает правильный щипок и работу смычком.
В остальном курсы организованы по принципу MasterClass - именитые исполнители через видеоуроки учат нотной грамоте и обращению с инструментом.

Поскольку скрипка - нетипичный предмет в домашнем хозяйстве, Стартап предлагает пакеты: - годовое обучение вместе со скрипкой обойдется в $215.
Стартап только что привлек 3,5 млн и планирует их вложить в разработку курса для гитары.

Кстати, гитарных образовательных сервисов уже и так предостаточно - GuitarTricks, JamPlay, TrueFire.

Как это использовать?
Музыкальное образование пока мало представлено на онлайн рынке России, время создавать стартапы в этой области. Топовые категории - гитара, фортепиано, барабаны.
Над этим выпуском работали Алексей Черняк, Александр Басиров и Дмитрий Виноградов
Тренды с Востока

  1. В этот понедельник Шэньчжэнь стал первым городом в стране и даже в мире, добившимся полного покрытия 5G. Технология обещает перевернуть наш образ жизни, хотя мы этого пока не осознаем. Помните каким был интернет по модему и как мы теперь не можем жить без LTE?
  2. Казалось бы крипта умерла, но нет. В Китае активно ведут пилоты с цифровыми валютами и «цифровым юанем». Скоро обещают запустить их в Шенчжене, Сучжоу и на будущих зимних Олимпийских играх в 2022 в Пекине. Основной и понятный сценарий использования «цифрового юаня» — его можно будет посылать с телефона не телефон без интернета, например, при оплате на рынке. Это будет точная цифровая копия наличности.
  3. Huawei обещают запустить операционную систему Harmony OS 2.0 в следующем месяце и сделать полноценного конкурента App Store/Google Play. Это ответ на санкции и запрет сервисов Google в их телефонах.
  4. Пекинский ботанический сад будет использовать первого в стране робота для контролирования нецивилизованных поведений в парках. Бросил окурок? Робот зафиксирует, выпишет штраф и сделает замечание. Что дальше? Роботы - полицейские.
  5. Возможное будущее отношений — одиночество. В Японии, уже около трети людей живут в одиночестве (!). Есть даже термин "охиторисама", что означает "вечеринка для одного" или "одиночество-сволочь". В развитых западных странах уже примерно четверть одиноких. Это порождает целую индустрию ресторанов для одного, вечеринок для одного, караоке для одного.

    Расскажем о некоторых проектах из этой области более подробно в следующих выпусках. Оставайтесь на связи!
      Хайпы пройдут, тренды останутся.