Top 20 бизнес-идей и SaaS-сервисов, достойных копирования в 2024 и 2025-м году

SHEIN - ТикТок для одежды

Самый быстрорастущий стартап в e-commerce. $30B выручки в 2022-м году. [4] Рост более 100% ежегодно на протяжении 8 лет. При этом мало кто, кроме поколения Z не слышал об этом проекте.

Знакомьтесь, Shein. Это китайский проект с фокусом на модных вещах для поколения Z. Стартап обогнал Amazon [1] по количеству скачиваний в США в 2022-м году. Shein называют «TikTok е-коммерса»: стартап контролирует всю производственную цепочку, от прототипа до создания вещи.

Алгоритмы определяют предпочтения людей в каждом регионе и персонализируют ассортимент. За счет этого Shein полюбился модникам и стал крупнейшим розничным продавцом в США в своём сегменте. Плюс это позволяет быстро выпускать новые продукты. Получается улучшенная модель Zara — если появился новый тренд в одежде, уже через несколько дней такую одежду можно будет купить на Shein. Если помните, то в традиционной высокой моде новые коллекции одежды появлялись всего 2 раза в год: весной и осенью. В Shein они появляются каждый день.

По сути, физические товары и одежду в том числе, теперь тоже можно «программировать». Раньше ассортимент товаров подбирался долго и дорого: разработка продукта, фокус-группы, производство, маркетинг. К этому времени товар вполне мог выйти из моды. С приходом интернета пилотные партии можно тестировать хоть каждый день — выложить на сайт прототип, провести A/B тест и оставить только те товары, которые «зашли».

С точки зрения монетизации, SHEIN — компания по производству и продаже одежды. Они берут на себя всю вертикаль: производство, дистрибуцию и продажу.

Что еще помогает росту проекта? Поколение Z подрастает и у него появляются деньги. В течение следующих 5 лет они будут тратить на 70% больше. [2] При этом существующие сервисы не могут быстро подстроиться под молодых потребителей. Покупать на Amazon не круто, там нет модных вещей. Сидеть на Facebook тоже не круто, там неудобный интерфейс и одни деды.

Это открывает окно возможностей для проектов, которые берут старые бизнес-модели и затачивают их для подрастающего поколения, используя новые каналы продаж и алгоритмы персонализации (а-ля ТикТок)

Большая скорость, разнообразие ассортимента и персонализация – ключевые факторы быстрой моды. Два года назад эксперт в области fashion Джордж Янг предсказал [3] смерть Zara в связи с появлением «быстрой моды 2.0». И дело не только в быстроте, но и технологическом преимуществе китайского гиганта. Как показано выше, SHEIN сотрудничает новейшими tech-сервисами, что дает ему колоссальное преимущество.

SHEIN — это целая экосистема компаний-партнеров, которые дают синергию. Укрупненно, вот основные элементы этой экосистемы:

1. Финтех. Широкое использование модели «buy-now pay-later» (BNPL), разрешающая потребителям приобретать товары в беспроцентную рассрочку. Пользователи BNPL, как и большинство клиентов fast-fashion, как правило, являются представителями поколения Z и миллениалов.

BNPL-провайдер Klarna заявляет, что у нее 147М активных пользователей, более 400К розничных партнеров и она ежедневно совершает 2М транзакций.

2. Инфлюенсеры. Маркетинговая платформа Mavrck помогает находить SHEIN блогеров и сотрудничать с ними. Платформа привлекла $135М в качестве капитала для роста.

The Digitals использует альтернативный подход к маркетингу влияния, используя 3D-модели вместо людей для демонстрации одежды в цифровых источниках.

3. Производство по требованию. Развитие быстрой моды вынуждает SHEIN сотрудничать с компаниями, которые помогут сократить запасы, проводить более короткие и целенаправленные сезонные продажи и быстро удовлетворять потребителей.

SHEIN работает с vPersonalize, которая предоставляет инструменты для кастомизации одежды и обеспечивает производство по требованию на коммерческом уровне.

4. Перепродажа б/у вещей. Recurate предлагает полностью интегрированную торговую площадку для перепродажи, которую предприятия ecom, такие как SHEIN, добавляют на свои веб-сайты. Другой сервис для создания каналов повторной коммерции Trove сотрудничает с такими брендами, как Lululemon, Patagonia и Levi's.

5. Логистика возвратов. По данным Industry Dive, более 20% всех онлайн-покупок возвращается. SHEIN сотрудничает с Narvar предлагает услугу, которая позволяет клиентам доставлять посылки в более чем 200 тыс. мест для возврата и планировать забор из дома.

Сервис Optoro предоставляет возможность осуществлять возвраты без этикеток или упаковок. Услуга приносит пользу как потребителям, так и предприятиям за счет удобства.

И конечно же само приложение и алгоритмы а-ля ТикТок.

Это удивительно, но в России пока еще никто не запустил клон SHEIN, хотя рынок одежды у нас огромный, плюс появилось дополнительное «окно возможностей» для новых брендов из-за ухода старых.