60 лет назад,
менее 5% умерших американцев были кремированы. 20 лет назад — 27%. В 2020 году показатель достиг 56%. А к 2040 он и вовсе достигнет 80%.
В России, несмотря на наши просторы, кремация тоже
набирает обороты — она вдвое дешевле традиционных похорон. Крематории приглянулись и инвесторам — они стали в несколько раз чаще интересоваться их строительством. Всё потому, что у нас самая низкая обеспеченность крематориями: одно учреждение на 5 млн человек. Для сравнения, в Европе на одно учреждение приходится 400 тыс. жителей, в США — 150 тыс. человек.
А значит, на наших глазах появляется новый большой рынок, который можно «цифровизировать». Пример — стартап из Австралии
Bare, который недавно
поднял $7M инвестиций на подобный сервис. Можно записаться онлайн в ближайший крематорий, оплатить его для себя или близкого человека. Тут же можно оформить завещание онлайн, юристы стартапа на связи 24/7.
В чём тренд? Смерть постепенно перестаёт быть табуированной темой, благодаря чему растёт рынок «
death-tech». Поэтому сейчас появляются
люксовые похоронные дома, онлайн-сервисы для переживания и подготовки к смерти (
Cake,
Empathy), ювелирные украшения из пепла умерших (
Eterneva) и интернет-магазины с красивыми гробами (
Titan).
Что по цифрам? По
исследованию британской платформы Aura, молодежь в 4 раза чаще взрослых заранее планирует свои похороны. Также они чаще вступают в тематические сообщества и составляют bucketlist (список того, что человек хочет сделать перед смертью).
Как это применить? Рынок ритуальных услуг в РФ до сих пор застрял где-то в 90-х — множество мошенников извлекают выгоду из горя других людей. Поэтому напрашивается прозрачная цифровая платформа, которая упростит похороны любимого человека.