Ещё один «спутник кризиса» — алкоголизм. Это хорошо заметно на примере роста «Красного и Белого»: пока другие ритейлеры отказываются от новых помещений, КБ планирует арендовать
дополнительные 100 тыс. квадратов складских площадей.
К сожалению, бороться с алкоголем куда менее выгодно, чем спаивать — ведь когда человек бросил пить, ему больше не нужен ваш сервис. Стартап
Reframe решил эту проблему так: он помогает не отказаться от спиртного, а сократить его употребление. В этом помогают онлайн-коучи, медитации, сообщество анонимных алкоголиков.
Зарабатывает Reframe на платной подписке от $14 в месяц — сумма отбивается уже с первого похода в КБ. Недавно стартап
поднял $12.5М инвестиций.
Что по цифрам? Запрос «
как бросить пить» в Яндексе ищут более 100 тыс. раз в месяц, с выраженной сезонностью в январе. При этом по недавнему
отчету ОЭСР, Россия оказалась страной с самым большим снижением потребляемого алкоголя на душу населения. В 2018 году мужчины стали пить на 7.5% меньше по сравнению с 2010 годом, а женщины — на 2.5% меньше. Но из-за пандемии продажи алкоголя
снова выросли.
Ещё примеры. Marigold — сообщества взаимоподдержки для алкоголиков. В феврале
подняли $6М инвестиций.
Алкоголики зачастую не хотят признавать себя алкоголиками. Поэтому на Западе появилось движение
sober curious — «интересующиеся трезвостью». Так называют людей, которые не считают себя алкоголиками, но начали замечать, что спиртное стало занимать слишком много места в их жизни. Появляются челленджи по типу
sober october, во время которых мощно растут продажи «
безалкогольного алкоголя».
Как это применить? Запускать подобные проекты у нас. Можно тестировать и в В2В — например,
умные кольца для проверки водителей на трезвость перед рейсом.