tweekly.ru выпуск 198

Профориентация и новый ИИ-гигант

Тренды недели #48 БЕСПЛАТНО. 1 Декабря 2023. Выпуск 198
1. Point of Beginning — профессиональная ориентация для молодежи
С ростом числа местных, региональных и национальных программ обучения, предлагающих такие варианты, как сертификация и стажировка, у всех молодых людей появилась возможность найти целевой путь после окончания средней школы.

Платформа Point of Beginning, основанная на результатах исследований, дает молодым людям инструменты, необходимые для определения и выбора своего будущего. Ребята подняли $3,6M в своем первом раунде.

Стартап собрал обширную базу данных о возможностях получения высшего образования и обеспечивает молодым людям широкое знакомство с миром образования и миром труда. Уже более 1500 молодых людей прошли этот путь, руководствуясь циклом Point of Beginning.

В чем тренд?
Почти половина родителей старшеклассников в США предпочитают, чтобы их ребенок не учился 4 года в университета, даже если бы не было никаких препятствий для поступления (в том числе финансовых). Каждый третий студенты бросают учебу в бакалавриате, 38% взрослых американцев имеют степень бакалавра, $40K составляет средняя задолженность по кредитам студентов колледжа.

В 2022 году высшее образование в России получали 4 млн человек. При этом с каждым годом студентов становится меньше: по статистике ВШЭ, за последние 15 лет их количество снизилось на 59% — с 7 млн человек в 2006 году до 4 млн в 2022. А самостоятельно покинуть образовательное учреждение, например, в 2019 году решили 97 тысяч человек.

Как это применить?
Все подобные сервисы зарабатывают в основном на привлечении абитуриентов для коммерческих ВУЗов (в среднем 10% от первого года обучения). В РФ этот рынок маловат, да и ВУЗы пока не привыкли платить «за лидов».

Разовая профориентация после школы — это, конечно, отдельный миф. Сейчас приходится находить новое занятие каждые 3-5 лет. Итого — постоянная профориентация для всех, а не только для подростков.
2. Augment — онлайн MBA
Французский стартап Augment заметил невероятный рост онлайн-курсов и edtech-компаний (в России их часто называют «инфоцыганами» ). Augment считает, что ее основная программа может стать альтернативой традиционным MBA. (при этом Augemnt дословно означает «дополненный») Недавно проект привлек посевной раунд в размере $6M.

В целом ничего особенного, все онлайн, никакого офлайна: видео с вдохновляющими бизнес-лидерами, тематические исследования, викторины, письменные задания, загружаемые пособия и т. д.

Единственная явная «фишка» — звездные преподаватели на старте (как у MasterClass). Среди первых предпринимателей, ставших преподавателями, - основатель Википедии, основатель YouTube и основатель Shazam.

Курс MBA работает уже шесть месяцев, и на него записались более 500 студентов со всего мира - 80% из США, затем Великобритания и страны Ближнего Востока. Вы можете получить доступ к платформе за единовременную оплату. В настоящее время стоимость программы Augment MBA составляет 1750 долларов (для сравнения: офлайн-MBA программы в Stanford и подобных заведениях стоят около $100k в год)

Стартап надеется, что сможет охватить три разных типа профессионалов - начинающих предпринимателей, которые хотят выйти за рамки простой идеи, менеджеров, которые хотят улучшить свои лидерские качества, и технических специалистов, которые хотят получить бизнес-навыки, чтобы стать руководителями высшего звена.

В чем тренд?
В 2022 году впервые в истории число студентов, обучающихся на онлайн-программах MBA, превысило число студентов, обучающихся на очных программах MBA в кампусе.

Еще примеры.
Во многих отношениях Augment кажется альтернативой MasterClass, с особым акцентом на бизнес-образование и структурированной учебной программой, которая выходит за рамки видеокурсов. Мы уже как-то писали про британскую компанию с русскими корнями Oneday, которая запустила свою аккредитованную программу MBA.

Как это применить?
В этом сегменте (как и во всем EdTech) — контент имеет вторичное значение, хотя тоже важен. Первично — бренд, медиа, шоу, нетворкинг.

Так что если у вас есть узнаваемый, массовый бренд и вы способны на шоу — самое время на базе этого запустить MBA-программу.
3. Pika — новый ИИ гигант?
Шумиха вокруг генеративного ИИ еще не утихла. Например, стартап Pika, создающий платформу на базе ИИ для редактирования и создания видео из промтов и изображений, объявила о привлечении $55M.

Новый транш поступил всего через полгода после выхода Pika из режима секретности и совпал с запуском в раннем доступе того, что Pika называет "Pika 1.0", нового набора инструментов для видеографии, в котором представлена генеративная модель ИИ, способная редактировать видео в различных стилях, таких как "3D-анимация", "аниме" и "кинематографический".

Например, Pika 1.0 поставляется с инструментом, который может увеличить длину существующего видео или преобразовать его в различные стили, например "живое действие" в "анимацию", а также расширить холст или соотношение сторон видео. Другой модуль редактирует видеоконтент с помощью искусственного интеллекта, например, меняет одежду или добавляет другого персонажа.

В чем тренд?
В недавнем отчете IDC прогнозирует, что инвестиции в генеративный ИИ вырастут с $16 млрд в этом году до $143 млрд в 2027 году. Хотя в 2023 году на генеративный ИИ приходится всего 9% от общих расходов на ИИ, компания ожидает, что в течение пяти лет этот показатель вырастет до 28%. Недавний опрос показал, что поколение Z принимает генеративный ИИ: четверо из пяти (79 %) подростков в возрасте 13-17 лет сообщили, что использовали инструменты, приложения и сервисы генеративного ИИ, включая ChatGPT и Snapchat AI. В тоже время отчет O'Reilly показывает, что многие корпоративные пользователи ИИ (26 %) все еще находятся на ранних стадиях пилотирования генеративного ИИ.

Еще примеры.
Pika конкурирует с генеративными видеоинструментами ИИ и моделями от таких компаний, как Runway и Stability AI

Как это применить?
В РФ и СНГ пока нет заметного игрока в ИИ-сфере, при этом чем-то подобным уже занимаются ребята из Сбера и Яндекса, но в роли догоняющих.

При этом всем давно известно, что настоящие крутые стартапы типа OpenAI появляются вне крупных корпораций на свободных рынках (но на деньги тех же корпораций и государства)

Итого, крутых ИИ-стартапов в РФ в ближайшее время не будет, но никто не мешает запускать небольшие прибыльные проекты, специализированные под определенные задачи.
Продолжение (тренды 4-10) читайте в tweekly pro. 990 руб. в месяц или 19800 руб. — пожизненная подписка
(для оплаты от компании — отправьте реквизиты обратным письмом)
4. Generative AI для физического проектирования. Софт для генерации промышленного дизайна автомобилей и домов. ($4,4M)

5. Чтобы не возиться с чемоданом. Сервисы для путешествий, как не переплачивать за багаж в аэропорту. ($2,1M)

6. Умная доставка товаров. Маршрутные курьеры, как ускорить доставку товаров. ($10M)

7. Чтобы не портились продукты. Увеличить срок хранения и сократить отходы. ($8,1M)

8. Чат-бот внутри Instagram для путешествий.Как сделать из ИИ-бота качественный и полезный продукту. ($3,2M)

9. Путешествия для GenZ. Необычные и маршруты для путешествий, как сервис. ($20M)

10. ИИ ассистент для юристов. Отдать документы ИИ на аутсорс.($2,2M)

+ мой Top10 AI-инструментов за неделю.
+ запись курсов по писку бизнес-идей и Generative AI.
Три способа победить в ИИ-гонке: делать сами, партнериться, покупать стартапы. См. отчет от Luma.
Над сегодняшним выпуском работали: Алексей Черняк, Роман Лыков и Георгий Сон.

Tweekly PRO
990 руб. в месяц ежемесячно
  • Email-рассылка по пятницам. 10 новых трендов в неделю (40+ в месяц)
  • Доступ ко всем предыдущим выпускам сразу после оформления подписки. Более 170 выпусков, 1700+ трендов с поиском по ним
  • Без рекламных вставок
  • Сообщество. Знакомства, трендвочинг и ранний доступ к выпускам
  • Еженедельные подборки полезных инструментов и рыночных отчетов (pdf)
  • Запись курсов «Как найти идею с помощью ChatGPT», «Как копировать идеи и оставаться оригинальным», обсуждение идей и трендов
  • Доступ к полной версии подкаста «Тренды против нормы»
  • (этот тариф только для карт РФ, возможность оплатить не-российскими картами есть на пожизненном тарифе Tweekly Lifetime )
Tweekly PRO Lifetime
19 800 руб. разово
пожизненный доступ
  • То же самое, что в тарифе PRO, но платите всего один раз и пользуетесь все время.
  • Возможность оплатить от юрлица или банковской картой извне России.
Tweekly FREE
Бесплатно
пробная версия
  • Email-рассылка по пятницам. 3 новых тренда в неделю
  • Доступ ко всем предыдущим выпускам сразу после оформления подписки. Более 170 выпусков, 1700+ трендов с поиском по ним
  • Без рекламных вставок
  • Сообщество. Знакомства, трендвочинг и ранний доступ к выпускам
  • Еженедельные подборки полезных инструментов и рыночных отчетов (pdf)
  • Участие в наборах курсов «Как найти идею», «Как копировать идеи и оставаться оригинальным», обсуждение идей и трендов
  • Доступ к полной версии подкаста «Тренды против нормы»

Перестали приходить письма? Переподпишитесь через эту форму